Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Библейский сюжет в русской живописи PDF Печать E-mail
           

Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

«Христос в пустыне». 1872 г. 180 х 210, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» Евангелие от Матфея 4:1-2
«Хохот» (Радуйся, царю иудейский). Конец 1870-х - 1880-е гг. 73 х 501, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его». Евангелие от Марка 15:16-20.
«Молитва Моисея после перехода израильтян через Чермное море». 1861 г. 142,6 x 105,7 холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
 

Андрей Иванович Иванов (1775-1848)

«Адам и Ева с детьми под деревом» 1803 г. 161 х 208, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Сретение Господне» Вторая половина 1800-х г. Пресованный картон, масло 50,5 х 109, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Крещение Спасителя» Вторая половина 1800-х г. Пресованный картон, масло 50,5 х 109, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Преображение» Между 1807 и 1809 гг. Пресованный картон, масло 83,5 х 155,5 Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.
 

Александр Андреевич Иванов (1806 - 1858)

«Иосиф, толкующий сны в темнице заключенным с ним виночерпию и хлебодару» 1827 г. 178,5 х 213. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения. И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении. И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне. И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви - это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу. Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали ее из корзины на голове моей. И отвечал Иосиф и сказал: вот истолкование его: три корзины - это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя». Бытие 40:5-19
«Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» 1831-1833 гг. 49,5 х 62,7. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он. Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их. Еще не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? Не та ли это, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали. Он догнал их и сказал им эти слова. Они сказали ему: для чего господин наш говорит такие слова? Нет, рабы твои не сделают такого дела. Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших, мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской: как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото? У кого из рабов твоих найдется, тому смерть, и мы будем рабами господину нашему. Он сказал: хорошо; как вы сказали, так пусть и будет: у кого найдется [чаша], тот будет мне рабом, а вы будете не виноваты. Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю и открыли каждый свой мешок. Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом. И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город» Бытие 44:1-13
«Явление Христа Марии Магдалине» 1833 – 1835 гг. холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Ин. 20:11-17
«Явление Христа народу» 1837 – 1857 гг. холст, масло, 540 x 750 Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». Ин.1:29 - 31
«Проповедь Иисуса Христа на горе Елеонской о втором пришествии» Эскиз сер. 1840-х гг. 47,5 х 53,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Евангелие от Матфея 24: 3
«Хождение по водам» 1850 г., бумага коричневая, акварель, белила кисть, 26.7 х 39.2. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» Евангелие от Матфея 14:29-31
«Женщины служат Христу» 1850-е гг. 26,4 х 39,3. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». Евангелие от Луки
«Христос и Никодим» 1850-е гг. 25,6 х 39,5. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Евангелие от Иоанна 3:1-2
«Посещение Марией Елизаветы» 1850-е гг. 33,3 х 44,4 бумага, акварель. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». Евангелие от Луки 1:39-47
«Архангел Гавриил поражает Захарию немотой» бумага, акварель 26,2 х 39,9. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, - тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время». Евангелие от Луки 1:5-20
 

Василий Дмитриевич Поленов (1844 - 1927)

«Христос и грешница (Кто из вас без греха?)» 1886-1887 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Евангелие от Иоанна 8:3-11
Комментарий В.Д. Поленова: «На ступеньках Храма в Иерусалиме. Христос сидит на ступеньках, окруженный учениками; внимание Христа и учеников обращено на многочисленную толпу, предводительствуемую книжниками и фарисеями; возбужденная толпа выдвигает вперед женщину; старый фарисей указывает на женщину, изобличенную в прелюбодеянии, и спрашивает Христа, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями».
«Воскрешение дочери Иаира» 1871
«И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти…, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть». Евангелие от Луки 8:41-42, 49-55.
«И был там» 1890-1900-е гг. 26,3 х 31,2 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего». Евангелие от Матфея 2:14-15
Комментарий В.Д. Поленова: «На первом плане Иосиф с египтянином исполняют работу (стругают бревно); вблизи под навесом у стены, сидящая Мария, рядом колыбель младенца. Сцена происходит, по-видимому, во дворе египтянина, дом которого виден невдалеке».
«Среди учителей», 1890-1900-е гг. 17,5 х 29,5 холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«…и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» Евангелие от Луки 2: 45-47
Комментарий В.Д. Поленова: «Внутренность одного из помещений в Храме в Иерусалиме; слева в кресле сидит фарисей, а на полу на ковре группа престарелых учителей и среди них Отрок Иисус; справа в углу каменная лестница и открытый портик, среди которого видны фигуры Иосифа и Марии, искавших Иисуса и нашедших Его здесь»
«За кого почитают меня люди» 1900-е гг. 20,8 х 31,3, картон, акварель. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем». Евангелие от Марка 8:27-30
Комментарий В.Д. Поленова: «У потока, через который перекинута арка моста, лицом к зрителю стоит Христос; на каменных ступенях сидят трое учеников с обращенными к Иисусу лицами. Иисус спрашивает их…»
«Привели детей» 1900 г. холст, масло.
«Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Евангелие от Луки 18:15-17
Комментарий В.Д. Поленова: «Небольшой домик в Иудее; Иисус сидит у стены дома; перед Ним ученики и родители с детьми; последних привели к Иисусу с просьбой возложить руки; Иисус ласкает стоящего перед Ним ребенка».
«Возвратился в Галилею в силе духа» 1890 – 1900-е гг. холст, масло, 131 х 75,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране». Евангелие от Луки 4:14
Коментарий В.Д. Поленова: «С посохом в руке, глядя вдаль, идет Иисус по освещенной солнцем, каменистой, узкой дороге, высеченной в крутом склоне горы».
«На горе» 1894 г., холст, масло, 151 х 142. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один». Евангелие от Иоанна 6:14-15.
Комментарий В.Д. Поленова: «Ясное безоблачное небо, справа на скалистом берегу сидит Иисус с посохом, опершись головою на руку, и смотрит вдаль; перед Ним гладкая поверхность Тивериадского озера, за которым противоположный высокий берег».
«На Генисаретском озере». 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Исполнялся премудрости». 1896 – 1909 гг.
«Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». Евангелие от Луки 2:40
Комментарий В.Д. Поленова: «Внутренность двора в Назарете; справа, у входа в помещение, сидит старый учитель, перед ним на большой циновке Младенец Иисус с книгою в руках»
 

Генрих Ипполитович Семирадский (1843 - 1902)

«Христос у Марии и Марфы» 1886 г., холст, масло.
«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее». Евангелие от Луки 10:38-42
«Грешница» 1873 г. 250 х 499 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
 

Николай Николаевич Ге (1831-1894)

«Что есть истина» 1890 г.233 х 171 холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем». Ин.18:33-38
«Христос перед Анной» 1868 г. эскиз, холст, масло, 44,7 х 67. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе». Ин.18:12-13, 19-24.
«Христос и Никодим» ок.1889 г. Эскиз, холст, масло, 70,2 х 97,3. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Ин.3:1-10
«Весть о воскресении» 1866 г. холст, масло, 59 х 95 Киевский музей русского искусства
«Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили». Мк.16:9-13
«Возращение с погребения Христа» 1859 г. Эскиз, 43 х 54,2. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди». Лук.23:50-56
«Тайная вечеря» 1863 г., холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом» 1864 г. Эскиз неосуществленной картины 49 х 68,8 холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Голгофа» 1893 г. 224 х 191,8 холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«В Гефсиманском саду» 1869-1880 гг. 258 x 198,5 холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». Мк. 14: 35-36
«Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» 1888-1989 гг. 142x192 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«Суд царя Соломона» 1854, Музей русского искусства, Киев, Украина
«Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем. И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать». 3-я Царств 3:16-27

«Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» (Саул у Аэндорской волшебницы). 1856, 288 x 341, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница. И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты - Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? - спросил у нее [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать. И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду. Так как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне. И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои [будете] со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян. Тогда Саул вдруг пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался слов Самуила». 1 Царств 28:7-20
«Вестники Воскресения» 1867 г. 229 х 352. холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва
«Совесть» (Иуда) 1891 г. 149 х 210. холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва
 

Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852)

«Распятие» 1840-е гг. 177 х 89 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Евангелие от Иоанна 19:25
 

Андрей Петрович Рябушкин (1861-1904)

«Исцеление двух слепых» 1888 г.182 х 141 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их». Евангелие от Матфея 9:27-30
 

Василий Иванович Суриков (1848 -1916)

«Милосердный самаритянин» 1874 г. 140 х 210 Красноярск, Художественный музей имени В.И. Сурикова
«Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». Евангелие от Луки 10:29-37
«Апостол Павел объясняет догматы веры» 1875 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Деяния 25-26
«Соломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде» 1872 г. 89 х 71 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей». Евангелие от Марка 6:22-28
 

Федор Антонович Бруни (1799 - 1875)

«Медный змий» . Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» Числа 21:8-9
«Омовение ног» 1841 г. 29,3 х 41,2 акварель. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Евангелие от Иоанна 13:5-8
«Тайная вечеря» холст, масло, 200 х 200. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием». Евангелие от Марка 14:17-25
«Моление о чаше». 1834-1836, холст, масло. 246 х 134,5. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; 36 и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». Евангелие от Марка 14:35-36
«Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет». 1838 г., холст, масло, 111,2 х 84,6. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
 

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)

«Всемирный потоп». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло». Бытие 7:11-12,17-22
«Переход евреев через Чермное море» 1891 г. 96 х 160, США, Собрание К. и Э. Согоян
«Сошествие Ноя с Арарата» 128 х 218. 1889 Ереван, Национальная галерея Армении
«И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега». Бытие 8:15-19
«Хождение по водам»
«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» Евангелие от Матфея 14:25-31
«Хаос (Сотворение мира)» 1841 г. 106 х 75, Венеция,о. Св.Лазаря, Музей армянской конгрегации мхитаристов
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» Бытие I:1-2
 

Григорий Григорьевич Чернецов (1801 - 1865)

«Проповедь Христа на Геннисаретском озере» 1852 г. 58 х 76 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки». Евангелие от Луки 5:1-3
«Призвание первых апостолов» 1866 г. 46 х 73 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним». Евангелие от Матфея 4:18-22
 

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

«Положение во гроб» 1896 г., холст, масло, 171 х 213. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где еще никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его». Евангелие от Луки 23:50-55
«Единородный Сын» 1885 – 1896 гг. 70 х 138 холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
 

В. Беляев

«Положение во гроб» кон. 1890-х гг. 98 х 232 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею» Евангелие от Матфея 27:57-59
 

Василий Васильевич Верещагин (1842 - 1904)

«Христос и самарянка» 1860 г. 44,5 х 54, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. 27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною». Евангелие от Иоанна 4:25-27

«Ночь на Голгофе» 1869 г. 66,5 х 100, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

 

Николай Петрович Ломтев (1817-1859)

«Нагорная проповедь» 1841 г. холст, масло, 49 х 62,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» Евангелие от Матфея 5:1-3
«На Голгофе» 1841 г. холст, масло, 193 х 168. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
 

Вильгельм Александрович Котарбинский (1849-1921)

«Сооружение креста» ок. 1880 г. 120 х 200, холст, масло.

«Моление о чаше»

 

 

Василий Кузьмич Шебуев (1777-1855)

«Тайная вечеря» 1838 г., 318 х 509, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Симеон Богоприимец» 1847 г. холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Видение пророка Иезекииля» 1836 г. 89 x 82, холст, масло. Эскиз росписи плафона. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Рождество Христово» (Поклонение пастухов) 1847 г., 233 х 139,5 холст, масло. Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге.

«Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого» 1838 г., 285 х 196 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
 
   

Алексей Егорович Егоров (1776-1851)

«Истязание Спасителя» . 1814 г. 260 х 208, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его». Евангелие от Иоанна 19:1
«Отдых на пути в Египет». Холст, масло. 66,5 х 49. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Голгофа» 1810-е, 81 х 51,5, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Иисус же, возгласив громко, испустил дух. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий». Евангелие от Марка 15:37, 39
«Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем» 92 х 62,8, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Явление Христа Марии Магдалине» 1818, 202,5 х 130,4 холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Симеон Богоприимец» 1830 - 1840-е гг., 94 х 70,6 холст, масло. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
 

Владимир Егорович Маковский (1846-1920)

«Чудо в Кане» 1887 г. холст, масло. Витебский областной краеведческий музей.
 

Антон Павлович Лосенко (1737-1773)

«Чудесный улов рыбы» 1762 г. 159,5 x 194 холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака)» 1765 г. 202 х 157 Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Бытие 22:2-12

 

 

Федор Антонович Моллер (1812-1874)

«Несение креста» 1869 г. 108,5 х 141, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа».Евангелие от Иоанна 19:16-17
 

Петр Михайлович Шамшин (1811-1895)

«Крещение Христа» 1848 г. 114 х 114, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Святое семейство» 1858 г. 101,5 х 95, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
 

Алексей Васильевич Тыранов (1808—1859)

«Моисей, опускаемый матерью на воды Нила» 1839 - 1842 гг. 175,9 х 197,2. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
 

Яков Федорович Капков (1816-1854)

«Силоамская купель» 1845 г. 139 х 179. Холст, масло. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
«Благовещение» 1852 г. 117 х 97,5. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
 

Григорий Иванович Угрюмов (1764 - 1823)

«Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» 1785 г. 149.5 x 109см Холст , масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне" 1785 Холст, масло. 149.5 x 109 см Государственный Русский музей .
И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое. Бытие 16:7-11
 

Гавриил Игнатьевич Козлов (1738-1791)

«Апостол Петр отрекается от Христа» 1762 г. 208 x 184 см. Холст , масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. Евангелие от Марка 14:53-54, 66-68

 

Иван (Ян) Францевич Ционглинский (1858-1912)

«Овчая купель» 1884 г.
Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. Евангелие от Иоанна 5:2-8
 

Василий Павлович Худояров (1831-1891)

«Исцеление слепорожденного» 1860-е - начало 1870-х, 156 х 204. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Евангелие от Иоанна 9:1-7
 

Неизвестный художник пер. трети XVIII века (школа А. Матвеева)

«Динарий кесаря» 1730-е гг. 50 х 63. Холст, масло. Тюменский музей изобразительных искусств
И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали. Евангелие от Луки 20:20-26