Каталог христианских ресурсов Для ТЕБЯ

Можно ли христианское искусство продавать за деньги?

Кому-то может показаться странной такая постановка вопроса. Очень часто приходится слышать в общении с верующими и читать на форумах в Интернете о том, что Божий дар и вдохновение нельзя продавать за деньги. Кого-то удивляет, что верующие музыканты просят удалить с христианских сайтов созданные ими произведения, на размещение которых они своего согласия не давали и просят не нарушать их авторских прав. Как, спрашивают их другие христиане, разве ваши песни вы не писали по вдохновению от Бога, разве эти песни не прославляют Господа, значит, эти песни вам не принадлежат. Почему вы не хотите, чтобы прославлялось Имя Божие? После этого делается вывод, что эти христиане не духовные, они думают только о деньгах.

Предлагаю вам немного поразмышлять на эту тему.

Для евангельских христиан из всех видов искусств важнейшими являются музыка и поэзия. Поэтому в первую очередь о них и пойдёт речь.

Ни для кого не секрет, что искусство обладает большой силой эмоционального воздействия. У проповедника и музыканта (поэта) в Церкви одна и та же задача: донести до слушателей Слово Божие. Но та же самая идея, которую проповедник с кафедры произносит простыми словами, лучше запомниться слушателям, если она будет соединена с талантливой музыкой или облачена в образную поэтическую форму. Ведь не случайно Христос часто использовал в Своей речи поэтические сравнения. Музыка всегда играла большую роль в служении Богу начиная с Ветхого Завета и до наших дней. Часто бывает так, что неверующих людей приводит в Церковь или на евангелизационное собрание не желание услышать проповедь, а возможность послушать хорошую музыку. Настоящая поэзия может помочь человеку глубже понять библейские истины, чем иная проповедь.

Т.о. музыкальное и поэтическое служение в Церкви не менее важное, чем служение проповедника или евангелиста. Поэтому то, что Библия говорит о служителях нужно относить также и к тем людям, которые своим творческим даром служат в Церкви.

Может быть кому-то кажется странной идея о том, что человеку нужно платить за то, что он служит Богу. Но давайте посмотрим, что об этом говорит Библия.

И в новозаветные времена Бог также заботится о Своих служителях, чтобы и они могли всё своё время посвятить служению. Ап. Павел пишет о тех, кто трудится на Божьей ниве: «Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18) и «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9: 13-14). Здесь говорится не просто о том, что служители могут получать материальную поддержку, но и то, что Бог повелел им делать это.

Итак, первая причина, почему нужно оплачивать труд творческого человека, посвятившего своё творчество Богу, состоит в том, что христианский музыкант и поэт являются служителями, а Бог повелел таким людям «жить от благовестия».

Я помню, как-то была на семинаре, где один миссионер рассказывал, как он участвовал в работе по открытию Церквей и обращался с предложением о сотрудничестве к различным христианским музыкальным коллективам. И по его словам, он с сожалением вынужден был признать, что не нашлось ни одного христианского профессионального коллектива, который бы согласился бесплатно участвовать в их регулярных мероприятиях. Это прозвучало, как обвинение музыкантов в недуховном поведении, что они готовы были служить Богу только за деньги. Но для начала давайте разберёмся в том, кто такие профессиональные музыканты.

Профессиональный музыкант – это тот, для кого музыка является профессией. Чтобы приобрести эту профессию нужно много учиться (музыкальная школа, училище,институт) и после этого много работать, чтобы повышать свой профессиональный уровень, ежедневно оттачивая своё мастерство. И только после этого такое служение можно назвать искусством. Слово «искусство» произошло не от слова искус (искушение), как некоторые думают, а от слова искусный, т.е. умелый, хорошо знающий своё дело, опытный в чём-либо. Т.о. владеет искусством тот, кто достиг высокого уровня мастерства. Когда неверующий музыкант жертвует всем, чтобы его музыка была самой красивой, он знает, что благодаря этому он прославит себя. Насколько больше усилий должен прикладывать верующий музыкант, зная, что это воздаёт славу его Творцу. Бог достоин самого лучшего прославления! Непрофессиональный музыкант занимается своим служением в свободное от основной работы время и поэтому его уровень ниже, чем у профессионального музыканта. Может ли непрофессионал служить Богу? Конечно, может. Но нужно помнить, что Господь достоин лучшего. Именно поэтому служение левитов было профессиональным.

У профессионального музыканта нет другого дохода, поскольку музыка это его профессия. Поэтому, когда вы приглашаете профессиональный христианский коллектив на проводимое вами мероприятии, то помните, что этот труд достоин пропитания так же, как и любой другой.

Мне приходилось общаться с христианами, получившими прекрасное музыкальное образование, имеющими дарование от Бога, но не занимающимися музыкальным служением в Церкви по одной простой причине: христианским искусством себя и свою семью не прокормишь. К сожалению, русские христиане не привыкли не только жертвовать на развитие музыкального служения, но и даже не хотят платить за христианские концерты и музыкальные записи. Именно поэтому у нас считанные единицы профессиональных христианских творческих коллективов.

Таким образом, вторая причина, по которой нужно платить, это необходимость развития профессионального христианского творчества, целью которого является такое прославление Бога, которого Он достоин и лучшее свидетельство для неверующих людей.

Ещё один аргумент, который приходилось слышать от верующих, что музыканты и поэты создают свои произведения, потому что получили такой дар от Бога, да и сами произведения вдохновлены Богом. А если даром получили, то даром и отдавайте. При этом цитируется место из Библии, которое записано в Евангелии от Матфея 10:8. Здесь говорится о том, что Иисус посылал своих учеников проповедовать, при этом они должны были исцелять больных, очищать прокажённых, воскрешать мёртвых и изгонять бесов, и за это они не должны были брать денег. Всё, что им предстояло делать, было связано со способностями, которые они приобрели даром от Бога. Они не должны были прикладывать усилия, чтобы научиться лечить людей, им нужно было просто исцелять. Поэтому, поскольку они приобрели эти способности даром, они не должны были брать денег от исцеленных ими людей, так как это делают профессиональные врачи. Но дальше в 10 стихе Христос говорит, что они не должны брать с собой одежду и другие вещи, необходимые в дороге, потому что трудящийся достоин пропитания. Т.е. кто-то всё-таки должен был им жертвовать средства необходимые для жизни.

Творческий дар, который получает христианин – это талант, о котором говорится в притче из Евангелия от Матфея. Талант требует большого труда, его необходимо развивать. Если не прикладывать никаких усилий для развития своего дара, то это то же самое, что закопать талант в землю. И Господь за это не похвалит, а назовёт лукавым и ленивым рабом. Когда мы слышим или видим авторское произведение – это не только то, что получено автором от Бога даром, но и большой труд автора.

Кому-то Бог дал талант писать музыку, а кому строить красивые дома. Когда вы приглашаете к себе бригаду строителей, чтобы они построили вам дом, вы никогда им не скажете: я видел, как вы хорошо строите, у вас талант от Бога, поэтому постройте для меня дом бесплатно; даром, получили, даром отдавайте. Но почему-то, когда речь идёт о музыкантах, многие именно так и рассуждают.

Бог дает композитору талант сочинять музыку, певцу - красивый голос, педагогу – способность находить общий язык с детьми, крестьянину – любить землю, портному способность создавать красивые и удобные вещи. Это список может быть бесконечным. Для любой профессии требуется свой талант.

Таким образом, если кто-то считает, что творческий человек, получивший свои способности даром, должен отдавать результаты своего труда бесплатно, значит и он сам должен работать бесплатно, потому что и у него есть талант от Бога, который он получил даром и, благодаря которому он приобрёл свою профессию.

Существует ещё одна проблема, с которой часто сталкиваются верующие музыканты. Некоторые христиане считают, что записи духовной музыки должны распространяться бесплатно. Аргументы используются обычно те же, о которых уже говорилось выше. Хотелось только обратить внимание на ещё одно обстоятельство. Запись музыкального альбома требует больших денежных затрат. Авторские права на фонограмму принадлежат тому человеку, который взял на себя ответственность по созданию этой фонограммы, он оплачивает работу композитора, поэта, которые написали песни, вошедшие в альбом; труд аранжировщика, музыкантов, участвующих в записи; звукорежиссёра; аренду студии звукозаписи; а также несёт на себе расходы, связанные с выходом в свет данной звукозаписи: работа дизайнера, создавшего макет обложки; услуги типографии и фирмы, занимающейся изготовлением тиража альбома. Всё это составляет очень большую сумму. Музыканты, занимающиеся этой работой, используют личные средства, заработанные ими, иногда им приходится брать для этого кредит. И после всей этой огромной работы, проделанной и оплаченной ими, к ним подходят христиане и спрашивают, почему они продают свои записи, а не раздают их бесплатно. Для того, чтобы отдать бесплатно, сначала кто-то должен за это заплатить. Так почему же всё должен оплачивать один музыкант?

В христианстве существует золотое правило: «итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», т.е. если хотите, чтобы музыканты благословляли вас христианской музыкой, тогда и вы благословляйте их материальными средствами.

Макарова Татьяна


© 2006 Татьяна Макарова
© 2006 Христианский Творческий Союз, www.christianart.ru