Последние статьи
Домой / Иное / Культура речи и языковая норма презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему. Культура речи. Нормы языка Презентации по русскому языку культуре речи

Культура речи и языковая норма презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему. Культура речи. Нормы языка Презентации по русскому языку культуре речи


Правильность

Богатство

Качества хорошей речи

Логичность

Выразительность

Точность


Правильность речи – это прежде всего её соответствие нормам литературного языка: орфоэпическим и акцентологическим (правильное произношение и ударение), лексическим (правильное употребление слов), морфологическим (правильное употребление различных форм слова), синтаксическим (правильное построение предложения). Правильность речи – это фундамент для хорошей речи.

Богатство речи связано со

словарным запасом

человека, с использованием

всевозможных языковых средств.

Чем разнообразнее речь, тем она богаче. Богатая речь подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное.


Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче. Богатая речь подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное.

Важнейшее условие точности – соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.





Правильность, чистота и богатство речи связаны

со знанием языка.

Точность, логичность связаны с мышлением.

«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»

Для интеллигентного человека привычка говорить «дурно», невразумительно и неумение говорить хорошо считается неприличием.

А.П.Чехов

Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять.

Заповеди речевого этикета

Правильность русской речиПонятие «культура речи» включает в себя две ступени
освоения литературного языка: 1)правильность речи;
2)речевое мастерство.
Правильность речи – это соблюдение норм
литературного языка.
Речевое мастерство – это умение правильно построить
высказывание.

Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

правильность речи
чистота
богатство
точность
логичность
уместность
выразительность
ясность

Виды речи:

говорение - отправление звуковых
сигналов, несущих информацию;
слушание - восприятие звуковых сигналов и
их понимание;
письмо - использование видимых
графических символов для передачи
сообщения;
чтение - восприятие графических символов
и их понимание.

Жанры речи

Монолог - жанр, образуемый в результате
активной речевой деятельности говорящего и не
рассчитанный на активную одновременную
реакцию слушателя.
Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного
обмена высказываниями-репликами, на языковой
состав которых влияет непосредственное
восприятие речевой деятельности говорящего
собеседником.
Полилог - жанр речи, возникающий при
непосредственном общении нескольких лиц.

Достоинства и недостатки речи

Культура речи включает три аспекта:

нормативный;
коммуникативный;
этический.

Остановимся подробнее на
понятии “Этикет”.Понятие
это философское,
этическое.
“Этикет(от франц.etiquette
– ярлык,этикетка)совокупность правил
поведения,касающихся
внешнего проявления
отношения к
людям(обхождение с
окружающими,формы
общения, манеры и
одежда) ”

То,что понимают под речевым
этикетом,используется в речи
каждого из нас ежедневно и
многократно.

Приветствия. Обращения

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В
зависимости от социальной роли собеседников, степени
близости их вырабатывается ты – общение или вы –
общение и соответственно приветствия здравствуй или
здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет,
салют и т.п.
Пожалуй,это самые употребительные выражения: мы
помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем
своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с
людьми,кого-то
благодарим,перед кем-то извиняемся, кого-то
поздравляем,
кому-то желаем удачи или делаем комплимент,кому-то
соболезнуем,сочувствуем; мы советуем,просим,
предлагаем и приглашаем...

Национальные и культурные традиции предписывают
определённые формы обращения к незнакомым людям.
Если в начале века универсальными способами
обращения были гражданин и гражданка, то во второй
половине 20-го века большое распространение получили
диалектные южные формы обращения по признаку пола –
женщина, мужчина. В последнее время нередко в
непринуждённой разговорной речи, при обращении к
незнакомой женщине употребляется слово дама, однако
при обращении к мужчине слово господин используется
только в официальной, полуофициальной, клубной
обстановке. Выработка одинакового приемлемого
обращения к мужчине или к женщине – дело будущего:
здесь скажут своё слово социокультурные нормы.

“Ты” и “Вы”

Пустое ”Вы”
сердечным
”Ты”она,обмолвясь,
заменила.
А.С.Пушкин.

“Ты” и ”Вы” – местоимения,
употребляются”вместо имени”. ”Жизнь”
местоимений сама по себе очень интересна.
Тем более что личные местоимения имеют
прямое отношение к речевому этикету.
Они связаны с самоназываниями и с
называниями собеседника, с ощущением
того, что “прилично” и “неприлично” в
таком назывании.

В русском языке широко распространено
Вы – общение в неофициальной речи.
Поверхностное знакомство в одних случаях
и неблизкие длительные отношения старых
знакомых в других показываются
употреблением вежливого «Вы». Кроме
того, Вы – общение свидетельствует об
уважении участников диалога; так, Вы –
общение характерно для давних подруг,
питающие друг к другу глубокие чувства
уважения и преданности. Чаще Вы –
общение при длительном знакомстве или
дружеских отношениях наблюдается среди
женщин. Мужчины разных социальных
слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди
необразованных и малокультурных мужчин
Ты – общение считается единственно
приемлемой формой социального
взаимодействия.

ВЫ
Обращение на “Вы”
свидетельствует о большей
вежливости:
1.
2.
3.
4.
К незнакомому,
малознакомому человеку
В официальной обстановке
общения
При подчеркнуто вежливом
, сдержанном отношении к
человеку
К равному и старшему (по
возрасту, положению)
человеку
ТЫ
Обращение на “Ты”
свидетельствует о
меньшей вежливости:
1. К хорошо знакомому
человеку
2. В неофициальной
обстановке общения
3. При дружеском,
фамильярном,интимном
отношении к человеку
4. К равному и младшему (по
возрасту, положению)
человеку

Уважительность к другому
человеку, вежливость и
доброжелательность помогает
словесно выразить речевой
этикет; он же уместно в меру
употребляемый, в конечном
итоге формирует культуру
поведения.

Таким образом,речевой этикет
представляет собой совокупность
словесных форм учтивости,
вежливости, то есть то,без чего нам с
вами нельзя обойтись,в каком бы
уголке Земли мы ни находились.

Запомни: грубость вредит всегда и
везде, никому и ни при каких
обстоятельствах не позволено
грубить!
Давайте запомним и другое: слово
доброе может делать чудеса с
человеком. Да что там с человеком!
Блистательная дрессура Дурова,как
известно,основана именно на
“поглаживаниях”.”Доброе слово и
кошке приятно”! А злое всегда
обижает.

Культура общения – это та часть
культуры поведения, которая
выражается главным образом в речи,
во взаимном обмене репликами, в
беседе. Естественно, что существуют
определенные правила ведения беседы,
которые можно назвать этикетом
речи.

Правила «культуры речи»

1. Старайтесь говорить правильно, не употребляйте в речи грубых
выражений
2. Говорите только о том, что знаете. Помните, что «говорить, не думая,
всё равно, что стрелять, не целясь».
3. Не спешите высказывать свои мысли.
4. Не будьте многословны. Подбирайте в беседе те слова, которые лучше
всего выражают вашу мысль.
5. При разговоре не размахивайте руками. Мысль надо выражать
словами, а не жестами.
6. Не говорите быстро, не проглатывайте слова.
7. Не старайтесь перекричать собеседника, если он говорит слишком
громко. Начните говорить тихо, собеседник тоже перестанет кричать.
8. Будьте ласковы и приветливы в разговоре с малышами.
9. Не давайте кличек своим товарищам.













Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного языка: Облегчить, красивее, ходатайство, обеспечение, каталог, (она) дерзка, жалюзи, квартал, диспансер, бутерброд, дезинфекция, инженер(ы/а), ист(е/ё)кший (год), подростковый, Ильинична, шинель, антитеза, интерпретация, дефис.




Лексические нормы Лексические нормы Найдите предложения с речевыми ошибками. Исправьте их. 1.Дешёвым подделкам она предпочитала золотую бижутерию с драгоценными камнями. 2.Утверждая документацию, ректор ставит на ней свою роспись. 3.В отчёте, наряду с достижениями, был отмечен ряд недостатков. 4.Первый лидер партии выступил с приветственной речью. 5.Исполнительский талант этого талантливого пианиста был недосягаем.




Грамматические нормы Грамматические нормы В каких рядах есть слова с ошибкой в образовании данных форм? 1)профессора, директора, шофера 2)граммов, ампер, помидоров 3)более сильнее, красивше, ловчее Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях. 1.Законопроект был одобрен двухстами сорока пятью депутатами. 2.Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение. 3.Глядя на эту скамейку во дворе, ему вспоминалась его юность.


Орфографические и пунктуационные нормы Орфографические и пунктуационные нормы Запишите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. Мы сейчас (не)довольны языком но (з,с)десь очень важно разобрат(?)ся язык в этом в..новат или что(то) другое. Ведь язык пр..спосабливаясь к потребностям общества подчиня..тся людям которые им пользуются. Язык отр..жение состояния общества. Так что (н..)язык надо сейчас исправлять.


Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. В.В.Виноградов

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Культура речи - это умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства. Культура речи - это осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически-корректной речи в заданных условиях общения. Культура речи - это уважение и любовь к языку. Культура речи - это сложившаяся в процессе длительного развития человеческого общества дисциплина, определяющая возможность и правила употребления языковых средств с учётом конкретной обстановки и в соответствии с задачей, поставленной говорящим.

5 слайд

Описание слайда:

Под культурой речи понимают владение нормами русского литературного языка в его устной и письменной форме, использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения. Социальные варианты русского языка: сленг, арго, жаргон, просторечия Территориальные диалекты Литературный язык (нормированный) Точность речи и лексика русского языка Орфоэпические нормы русского языка (ударение, произношение) Морфологические нормы русского языка Синтаксические нормы русского языка

6 слайд

Описание слайда:

Основными качествами хорошей речи являются: правильность (соблюдение норм литературного языка), точность передачи мысли, чувства, выразительность речи, уместность используемых языковых средств (уместность стилевая, ситуативная, нравственно-психологическая, личностная). Названные качества речи вбирают в себя и многие другие, такие, как чистота речи (незасоренность ее внелитературными элементами), богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, логическая стройность, художественные достоинства.

7 слайд

Описание слайда:

Стили русского литературного языка Научный стиль Деловой стиль Публицистический стиль информативная роль сфера употребления - наука- письменная роль: обмен мыслями чувствами сфера употребления бытовая устная информативная роль сфера употребления –право письменная Разговорный стиль информативная роль и воздействие сфера употребления-идеология, политика устная и письменная Художественный стиль роль: эстетическое воздействие сфера употребления: словесное искусство

8 слайд

Описание слайда:

Для чего Вы употребляете жаргонизмы? 9 класс 10 класс 11 класс Модно, современно Нужны в речи для связи слов Помогают преодолеть недостаток слов Делают речь понятней для людей Другие 10 11 4 20 10 6 10 5 2 5 6 1 5 9 3 количество жаргонных слов, употребляемых в школе, заметно отличается от их количества во внеурочное время: в школе: 60% от общей лексики; вне школы: 80% от общей лексики.

9 слайд

Описание слайда:

«СКВЕРНОСЛОВИЕ – ОРУЖИЕ, ОБРАЩЕННОЕ ПРОТИВ СЕБЯ». В. П. МЮЛЛЕР Матерщина и сквернословие, распространяющиеся не без пособничества прессы, радио и телевидения, стали угрожать самому существованию нашего общества, и даже государства!

10 слайд

Описание слайда:

Специалистами давно доказано, что использование сленга и "сниженной" лексики приводит к отклонениям от норм поведения, отрицательно влияет на психику и мировоззрение. Жаргонизмы и ругательства активней всего используются людьми малокультурными.

11 слайд

Описание слайда:

По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ газопровод, забронировать (закрепить), завидно, изобретение, индустрия, каталог, квартал, приданое, корысть, ракушка ходатайствовать, алкоголь, баловать, бензопровод откупорить, гренки языковая (колбаса), электропровод туфля джентльмен сироты цемент торты осужденный добыча угля, заговор, эксперт, языковая (система) договор ПРОИЗНЕСИТЕ ПРАВИЛЬНО газопровод, забронировать (закрепить), завидно, изобретение, индустрия, каталог, квартал, приданое, корысть, ракушка, ходатайствовать, алкоголь, баловать, бензопровод откупорить, гренки языковая (колбаса), электропровод туфля джентльмен сироты цемент торты осужденный добыча угля, заговор, эксперт, языковая (система) договор Орфоэпические нормы русского языка (ударение, произношение)

14 слайд

Описание слайда:

Точность речи и лексика русского языка Составьте словосочетания со словами-парониммами: листы-листья, ордены-ордена, образы-образа, лоскуты-лоскутья, пропуски-пропуска, хлебы-хлеба, адресат-адресант, надеть-одеть, представить-предоставить, экономика-экономия, подпись-роспись, абонент- абонемент, дипломат-дипломант, нетерпимый-нестерпимый, советник-советчик, хозяйские-хозяйственные, соседний-соседский, невежа-невежда

15 слайд

Описание слайда:

Точность речи и лексика русского языка Заглавие фильма мне незнакомо. Взвод приподнес ему памятный подарок. Когда Пушкин был молодым лицемером, он писал уже вольнолюбивые стихи. В Приморском крае началась предвыборная фиеста. Став активной помощницей сына, Ниловна стала привлекательной для жандармов. В парке заложено 32 дерева. У Базарова нет сообщников, он трагически одинок. Мы вышли к лесистому озеру. И стоят наши березки в своем подвенечном саване.

16 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы русского языка Лёня рос круглой сиротой. Инженера везде требуются. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. Он посмотрел на её задумчивыми глазами. Обои дочки были очень хорошенькие. На обеих коленях были царапины. У ней совсем не было времени. Ехай спокойно: всё, что нужно, я исполню. Дедушка пришёл на концерт послушать выступление его внука. Ихние соседи обратились в прокуратуру.

17 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы русского языка Около полтора часа прошло с тех пор. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. В двухтысячно третьем году открылся этот музей. Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии.

18 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы русского языка Склонение: Не склоняются иноязычные слова на гласные –О,У,Ю,И,Е (метро, рагу, кофе) иноязычные названия лиц женского пола(леди, мадам,фрау) русские фамилии на –ово –аго (Дурново, Живаго),на –ых-их(Седых) украинские фамилии на-ко (Лепко) иноязычные женские имена на твердый согласный (Шмидт, Жаклин), иноязычные имена и фамилии на гласный(кроме –а), французские имена и фамилии на ударный –а-я(Золя, Шоу) НО склоняются женские имена на мягкий согласный (С Юдифью, дружить с Нинелью), мужские имена и фамилии на твердый согласный (С Джоном Смитом, произведения Эриха Ремарка)

19 слайд

Описание слайда:

Слайд 1

Культура речи
«Выучить несколько языков - дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни». Вольтер.

Слайд 2

Культура речи – умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
Речевое поведение, общение с помощью языка предполагает определенную культуру - культуру речи - одно из важных условий успешной коммуникации. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Составляющими культуры речи являются: 1) правильность речи, нормативность(как говорить правильно, т. е. соблюдая нормы литературного языка), 2) речевое мастерство, коммуникативность(как говорить хорошо, эффективно: содержательно, точно, логично, выразительно, разнообразно, ясно), 3) соблюдение этикета - норм речевого поведения, принятых и предписываемых обществом, в различных ситуациях общения.

Слайд 3

Задание: найдите ошибки и исправьте их
Люди, которые повязли в лени, много теряют. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает. Я прекрасно провел лето в сельской деревне у своей бабушки-старушки. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Он любил слушать лестные комплименты. Она опять получила денежный штраф.

Слайд 4

Слайд 5

Исследователи определяют несколько типов речевой культуры - от элитарной до просторечной.
Речь представителей элитарного типа речевой культуры - соответствует языковым нормам литературного языка, хотя допускает единичные погрешности; - отличается богатством, выразительностью, аргументированностью, логичностью, целесообразностью и ясностью изложения в устной и письменной речи; - свободным использованием функциональных стилей и жанров речи в соответствии с ситуацией и целями общения; - знанием и использованием риторических правил общения; - ориентированностью в своей речевой практике на разнообразные тексты общекультурного значения; - постоянным пополнением своих знаний; - проверкой их по авторитетным словарям и справочникам.

Слайд 6

Большинство образованного населения России (людей с высшим образованием и значительное количество со средним образованием) являются носителями среднелитературного типа речевой культуры. Для них характерно: - менее строгое соблюдение норм литературного языка: наличие орфоэпических, пунктуационных, лексических, морфологических, синтаксических ошибок; - зачастую искаженное представление о правильности в силу отсутствия необходимых знаний; - удовлетворенность своим интеллектуальным багажом, отсутствие потребности в расширении своих знаний и умений, в их проверке; - злоупотребление книжными и иностранными словами; - владение, как правило, только разговорной речью и одним из функциональных стилей, необходимых профессионально: для ученых - научным, для журналистов - публицистическим и т. д.; - ориентированность на радио, телевидение и другие средства массовой информации, на популярную литературу, часто низкого качества;

Слайд 7

РЕЧЬ, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речь - важная составляющая бытия человека, необходимое условие существования общества Речь помогает определить принадлежность человека к какой-либо социальной или возрастной группе, полу, роду деятельности, выявить уровень его мышления и общей культуры.

Слайд 8

Задание: определите, к какой социальной группе относится участники диалога?
В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: “Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, Милая Груша, меня не забудь. Васятка”. Телеграфистка, строгая, сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: “Составьте иначе. Вы взрослый человек. Не в детсаде” – “Почему?” – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!… Вы, наверное, подумали…” - “ В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст”. Чудик переписал. “Приземлились. Все в порядке. Васятка”. Телеграфистка сама исправила два слова: “приземлились” и “Васятка”. Стало: “Долетели, Василий”. – “Приземлились… Вы что, космонавт, что ли?” –Ну ладно, – сказал Чудик, Пусть так будет.

Слайд 9

Речь (речевая деятельность) может быть внутренней и внешней.
Внутренней речью называется оформление мысли с помощью языковых средств без её высказывания. Такая речь характеризуется: сжатостью, свёрнутостью, большой скоростью протекания, предназначенностью для самого себя, отсутствием функции общения, функционированием в качестве средства теоретико-познавательной деятельности. Внешняя речь - это речь, оформленная в виде высказывания (устного или письменного). Может быть представлена в виде: монолога и диалога

Слайд 10

Монолог - развернутый вид речи, произносимый одним говорящим, подчиненный одной теме, определенному замыслу, имеющий свою композицию, обладающий относительной законченностью, иногда и значительными размерами (доклад, лекция, рассказ, статья, ответ на экзамене, сочинение и т. д.), часто готовится заблаговременно (составляется его план, подбирается материал и располагается в определенной последовательности, иногда редактируется, совершенствуется).

Слайд 11

Выделяют следующие типы монологов:
монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования: - начало события, - развитие события, - конец события.

Слайд 12

Пример монолога повествовательного типа:
Когда-то в нашем дворе жил огромный сторожевой пес. Звали его просто Пес. А у соседки напротив курица вывела маленьких цыплят. Пес их очень любил и оберегал. Если бывало холодно, грел своим телом. Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки- цыплята. Хозяйка посчитала цыплят - ни один не пропал. И с тех пор пса зовут Спасатель.

Слайд 13

Задание: составьте монологическую речь с последовательным использованием следующих слов:
Рюмка; велосипед; забор; терпение; календарь

Слайд 14

монолог - рассуждение, для которого типичны
синтаксические построения, содержащие умозаключения, констатацию фактов, передающие логическую связь явлений (конструкции причинно - следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.). Композиционная схема рассуждения выглядит следующим образом: - тезис (основная мысль), - доказательство, - вывод. Например. Скоро зима же будет на исходе, потому, что над широкими проталинками высоко повис жаворонок. Песни его так звонки и переливчаты, что остановят любого.

Слайд 15

монолог-исповедь,
который обычно объединяет в себе повествовательные формы речи с формами рассуждений. Пример монолога-исповеди: Знаешь, я так часто о тебе мечтал. А теперь, когда сладостный миг удачи так близок, что-то во мне перевернулось, задрожало... Я несусь куда-то вдаль, сам не знаю зачем и почему. В моей голове мысли, чувства, планы. Все таки я счастлив, что живу на этой земле...

Слайд 16

Диалог- разговор двух или более человек (в последнем случае принято говорить о полилоге), который состоит из реплик, обращенных к собеседнику, и характеризуется их сменой, как правило, ситуативной, то есть связанной с обстановкой, в которой протекает; реплики диалога связаны друг с другом по содержанию: каждая новая реплика вытекает из предыдущей).

Слайд 17

Задание: выбрать собеседника и составить с ним диалог с использованием слов:
Позитивный; Труднопреодолимый; Непрекращающийся; энциклопедический

Слайд 18

Речь в межличностном общении
Межличностное общение определяют как взаимодействие между небольшим числом общающихся, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т. е имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга» легко осуществлять обратную связь. Плодотворное взаимодействие возможно при согласованном принятии обоими собеседниками одного и того же способа общения. Формы коммуникативной тактики: включение партнера в свою логику путем приглашения подумать вместе; позитивное и уважительное рассмотрение его мыслей; отстраненность содержания речи от слушателя, движение по внутренней логике предмета (позиция независимости).

Слайд 19

Проблема диалогического общения, установления дружеских, доверительных взаимоотношений возникает из-за неспособности человека высказать себя, выразить внутреннее Я.
Лучшее знание себя в отношениях с другими приводит к росту самоуважения и самопринятия.